26 Ноя 12 Технологичность сборных элементов• Технологичными называют элементы, конструкция которых допускает их массовое изготовление на заводе или ;Яа полигоне с использованием высокопроизводительных! машин и механизмов без ^трудоемких ручных операций. Конструкция техноло — (гичных элементов должна быть увязана с технологией их изготовления. Например, членение каркаса многоэтажного здания на отдельные элементы возможно разрезкой ригелей в местах, где изгибающие моменты имеют наименьшее значение (рис. Х.5,а). Габаритная ширина изделия включает консоли, вылет которых в несколько раз превышает размер колонны. В условиях конвейерного и поточно-агрегатного способа производства колонна со значительными консольными выступами нетехнологична, так как по ширине вагонетки конвейера может разместиться лишь одна колонна, в связи с чем резко уменьшается выпуск готовой продукции. Членение каркаса многоэтажного здания на прямолинейные элементы делает их более технологичными для конвейерного и поточно-агрегатного способа производства (рис. Х.5, б). Хотя в этом случае в местах разрезов Не менее важно для технологичности изготовления элементов соответствующее конструирование арматуры и стальных закладных деталей. Сборные элементы должны быть технологичными также и при монтаже: их конструкция должна допускать удобную установку, закр^цление в проектном положении и быстрое освобождение крюка монтажного крана. Членение конструкции на сборные элементы в ряде случаев обусловлено требованиями технологичности монтажа. Найример, колонны каркаса многоэтажного здания для удобства монтажа соединяют на высоте 800—1000 мм от уровня перекрытия. Конструкции стыков сборных элементов проектируют с учетом обспечения их прочности, а также требований технологичности монтажа. Объем монтажной сварки должен быть сравнительно небольшим, работы по замо- ноличиванию стыков — сравнительно не трудоемкими. В элементах сборных железобетонных конструкций должны быть предусмотрены устройства для их подъема при транспортировании и монтаже: монтажные петлн, специальные строповочные отверстия и т. п. Для устройства монтажных петель должна применяться только го — рячекгтаная арматурная сталь с площадкой текучести класса A-II марки 10ГТ и класса A-I марки ВСтЗсп2. Прочность сечения петель проверяют расчетом. Б. Расчетные схемы сборных элементов в процессе Транспортирования и монтажа І Элементы сборных конструкций при подъеме, транспортировании и монтаже испытывают нагрузку от веса, прн этом расчетные схемы элементов могут существенно отличаться от расчетных схем в проектном положении. Сечение элементов, запроектированное на восприятие усилий в проектном положении, в процессе транспортиро- Ния и монтажа в ряде случаев может оказаться недо- аточным. В связи с этим необходимо расчетные схемы ементов назначать так, чтобы усилия, развивающиеся,_ри транспортировании и монтаже, были возможно мень — іріе. Для этого надо устанавливать соответствующее рас — |||)Ложение монтажных петель, строповочных отверстий, |$ест опирания (которые должны быть указаны на рабо- кчих чертежах элементов). А) ЭпюраМ Эпюрам Колонны в процессе монтажа Мы сборной рамы в процессе монтажа Рис. Х.6. Расчетные схемы сборной Рис. Х.7. Расчетные схе — Расчете коэффициент надежности от массы принимают — Yf=l. Нормами допускается снижать коэффициент динамичности и принимать не менее чем 1,25, если это подтверждено опытом применения таких конструкций. Наиболее характерным примером элемента сборной конструкции, расчетная схема которого при транспортировании и монтаже существенно отличается от расчетной схемы в проектном положении, будет колонна (рис. ;Х6, а). В этом примере колонна испытывате изгиб вместо сжатия, меняются положение сжатой зоны сечения, положение сжатой и растянутой арматуры (рис. Х.6,б, в). Чтобы получить более благоприятную расчетную схему колонны на монтаже, целесообразно переместить монтажные петли от концов к середине, тогда при подъеме колонна работает как однопролетная балка с коносолями |і Элементы следует рассчитывать иа нагрузку отмас — ‘сы элемента с коэффициентом динамичности: при транспортировании 1,6, при подъеме и монтаже 1,4. В этом Для примера выбора рациональной расчетной схемы двухпролетной рамы на монтаже проанализируем возможное расположение мест захвата при ее подъеме (рис. Х.7). Применяя траверсу, можно захватить раму за ее узлы, и тогда знаки изгибающих моментов в ригелях со^ храняются такими же, как и в рабочем положении, а потому прочность рамы в процессе монтажа будет обеспечена без дополнительного армирования. Если же захва — ? тить раму без траверсы непосредственно в двух точках за ригели, то характер эпюры моментов изменяется: в сере — і дине пролета ригеля возникнут отрицательные моменты — и потребуется дополнительное армирование, не исполь-‘ зуемое в проектном положении. Элементы с сечениями значительной высоты и отно-, сительно малой ширины (высокие балки, фермы, стеновые панели и т. п.) транспортируют обычно в рабочем положении — на ребро, поскольку их несущая способность в горизонтальном положении мала и перечисленные меры по изменению расчетной схемы на монтаже не эффективны. При проектировании железобетонных конструкций необходимо предусматривать конструктивные меры, чтобы обеспечить устойчивость отдельных элементов и всего здания в процессе монтажа, а также и другие требования охраны труда. При проектировании сборных железобетонных конструкций необходимо помимо класса бетона устанавливать отпускную прочность элементов заводского изготовления, т. е. кубиковую прочность бетона, при которой допускается транспортирование и монтаж элементов. |